Как научиться говорить «нет»

<ТУТste.ru/wp-content/uploads/bb.lnk_.jpg">Работа спорится. Вы полностью поглощены творческим процессом, не замечая, как летит время. На душе становится радостно, ведь при таком хорошем темпе вы многое успеете. И в этот самый неподходящий момент кто-то из подруг предлагает выпить кофе…
По дороге обратно вас ловит шеф и отправляет по какому-то новому поручению. Через час вы усаживаетесь на рабочее место в тщетных попытках поймать ускользнувший рабочий настрой, как вдруг звонит телефон — у вашего ребенка какие-то проблемы местного значения. Когда вы кладете трубку, то уже точно знаете, что нормального процесса сегодня не будет. Попытки заставить себя снова включиться в работу кончаются провалом, и вы с испорченным настроением отправляетесь на поиски приятельницы запить это дело чашкой кофе или закурить сигаретой.
Или другой -пример. Вы приходите домой уставшая, а впереди еще целая куча домашних дел. Наконец с ними покончено, и вы предвкушаете пару часов отдыха. Не успеваете устроиться в мягком кресле, как вдруг звонит телефон. Вы снимаете трубку, и сердце проваливается. На проводе — приятельница и вы понимаете, что отдых не состоится и в течение ближайшего часа вам придется изображать «мусорное ведро», в которое она набросает кучу своих проблем и низкопробных сплетен. Спустя час вы чувствуете, что больше не в силах слушать ее болтовню, и проклинаете себя, что не смогли сразу сказать «нет». Подобных ситуаций — множество, и все они оставляют в душе чувство, что вас просто-напросто использовали…
Попытайтесь понять, что страх перед словом «нет» совершенно надуман и основан на ложном чувстве стыда, который маскирует боязнь показаться невежливой и обидеть человека. В конечном итоге это приводит к тому, что окружающие быстро к этому привыкают, начинают беззастенчиво этим пользоваться и в конце концов садятся на шею, не уважая ни ваших интересов, ни времени. Они просто перестают об этом думать и обижаются, когда вы вдруг начинаете об этом напоминать. По этой самой причине учить окружающих уважать ваше время надо постепенно. Лучше начинать с перехода от «полу-нет» к «нет». Причем начинать тренироваться лучше не с шефа, а, скажем, с навязчиво болтливой приятельницы. К примеру: «Извини, дорогая, я только закончу срочное дело, и мы обязательно поговорим. Идеально, если во время обеда. Тогда у нас будет больше времени». Или: «Слушай, это так интересно, но, к сожалению, у меня только десять минут свободного времени…»

«ДА», «АГА», «ПОНИМАЮ»
Пыл болтливого сослуживца можно охладить, если во время разговора принять напряженную позу и ограничиваться односложными «да», «ага», «понимаю». Существует еще магическое «ну ладно». Если произнести это с отсутствующим видом или дополнить картину театральными вздохами и периодическими взглядами на часы, то только самые толстокожие не смекнут, что пора закругляться. Кстати, этому типу людей можно смело в лоб говорить, что в данный момент вы заняты.
О своем намерении плотно поработать лучше объявлять заранее, по возможности твердым голосом, дабы у окружающих не оставалось сомнений в ваших намерениях. Детей лучше предупредить сразу, чтобы они не звонили на работу по пустякам. Мелкие проблемы можно решить вечером.

ЛОЖНЫЙ СТРАХ
А сколько женщин пристрастились к курению, послушно вытягивая сигарету из пачки, которую услужливо протягивал сослуживец? И не сосчитать! А ведь все потому, что это якобы сближает. Попробуйте такой способ: расскажите «по секрету», что у вас начало пошаливать здоровье и вы стараетесь бросить курить. При этом можно демонстративно отправить в рот жевательную резинку. Если же вы не собираетесь бросать, на середине сигареты сообщите: «Докурю и побегу — куча работы».
Иногда трудно ответить отказом на просьбу одолжить деньги, особенно когда они вам и самой нужны. Вас мучает ложный страх приобрести репутацию скряги. Если для вас это недопустимо, надо сразу соглашаться их одолжить. Или сказать: «Через несколько дней, когда муж получит зарплату…» Для просителя важна сама готовность, и он не обидится.
И самое главное: умение говорить «нет» требует тренировки и последовательного поведения. Ведь отказывать надо так, чтобы не перессориться со своим окружением.

Добавить комментарий