Праздник Ивана Купалы

Всего одна ночь любви была у бога луны и огня Семаргпа и прекрасной богини ночи Купальницы, и по прошествии срока родились у Купальницы дети -девочка Кострома и мальчик Купала. В <ТУТste.ru/wp-content/uploads/dd7.jpg">те места часто прилетала птица Сирин — «от головы до пояса женщина несравненной красоты, от пояса же — птица», А кто слушал ее голос, забывал обо всем на свете. Мать предупреждала детей об опасности, но малыш Купала ее не послушался, пошел на зов Сирина и пропал. Много лет прошло, стала Кострома голубоглазой русоволосой красавицей. Однажды, гуляя по берегу реки, сплела она венок и хотела надеть его на голову, но налетевший ветер вырвал венок из рук и бросил в воду. A случись так, что в это же время проплывал во реке в легкой лодочке молодой красивый юноша. Он достал венок из воды и вернул Костроме. Взглянули они друг на друга и влюбились, а вскоре и свадьбу сыграли. Но слишком поздно узнали тайну, нто родные он» брат и сестра. Вот так посмеялась над ними судьба. От горя и стыда Кострома, утопилась в реке и стала мавкой (русалкой), а Купала бросился в огонь. Но боги сжалились над ними и превратили их в сине-желтый цветок Мавка-да-Купала, где желтым огненным цветом сияет Кострома, а сине-фиолетовым, как придонные воды, — Купала. Прошло много времени, эта история обросла легендами, да и имена Влюбленных стали сказывать по-другому — Купала стал Иваном, Мавка — Марьей, а цветок стал зваться иван-да-марья.
Древние славяне почитали Купалу, как бога, олицетворяющего жар солнца теплого лета, полевых цветов и обилия урожая. В ночь на Купалу (по старому стилю 24-25 июня е дни летнего солнцестояния) люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав, кдоа обязательно вплетали символ праздника, — цветок иван-да-марью. Девушки, гадая на суженого, бросали венки в реку, и каждая внимательно следила, как поведет ее венок. Если пристал к берегу — суждено девице скорое замужество, поплыл дальше — не выйдет она замуж, а если утонул, тяжело придется девушке -заболеет или умрет.
<ТУТste.ru/wp-content/uploads/dd8.jpg">Веселье продолжалось всю ночь -мотыжь пела песни, водила хороводы и прыгала через костры. Прыгали, чтобы очиститься от всяческих грехов,подзарядиться солнцем, здоровья поднакопить. Но главное — влюбленные так свои чувства испытывали: желает судьба, чтобы пара вместе была или лучше расстаться, пока не поздно. Прыгать нужно было трижды, непременно держась за руки. Если влюбленные цепко хватались ладошками и, приземлившись, не разбегались в разные стороны, значит, срочно нужно «отношения оформлять». Если хоть разок рукопожатие «треснет» -подумать придется, кто «слабое звено».
А ровно в полночь самые отчаянные искали в мрачных лесах цветущий папоротник. Согласно легенде именно в купальную ночь вспыхивает он на мгновение златоогненным цветком столь ярким, что на него невозможно смотреть. Сорвать его нелегко -нечисть, вовсю веселившаяся в эту ночь, всячески препятствует и запугивает.
Но, по народному поверью, человек, которому все же удастся побороть страх и добыть цветок папоротника, будет обладать сверхъестественными возможностями, зиать прошлое и будущее и местонахождение клада, А если положить цветок за щеку, то человек станет невидимым. Кроме того, этот чудо-цветок обладает свойством открывать любые замки, поэтому с его помощью можно освободить любого арестанта. Правда, практически все русские сказки о лйдях, добывших цветок папоротника,заканчивались тем, что нечистая сила путем хитрости отбирала его у обладателя.
С крещением Руси праздник Купалы совпал с днем рождества Иоанна Крестителя, в результате эти дни прочно и надолго слились в народном сознании как праздник Ивана Купалы. Народная этимология названия «Купала» опирается на представление о том, что Иоанн Креститель «купал» Иисуса Христа когда крестил его.
С переходом России на новый григорианский календарь праздники «разошлись» и стали отмечаться отдельно: языческий Купала — в 20-х числах июня, а день Иоанна Крестителя — 7 июля. Но тем не менее многие отмечают слившийся воедино праздник Ивана Купалы 7 июля.

Добавить комментарий