Каша в обрядовой практике белорусов

Каша как главное праздничное блюдо в обрядовой практике белорусов использовалась неоднократно. Из-за того, что для ее приготовления требовалось взять большое количество зерен, она <ТУТste.ru/wp-content/uploads/image00724.jpg">стала символизировать плодородие, семейное благополучие, хозяйственный достаток. К способности каши увеличиваться в размерах – «расти» – была приписана символика роста (прироста) и богатства. Тем самым было обосновано использование каши в свадебных обрядах, во время рождения и крещения ребенка, а также в контексте рождественских празднеств (в момент перехода из одного года в следующий), в животноводческих обрядах, связанных прежде всего с отелом, а также в выполняемых при <ТУТge/ground-area">строительстве дома ритуалах. При всем том каша стала еще и сакральным блюдом для душ умерших предков, домового, водяного и др.

Кашу варили и для того, чтобы в большие праздники одарить ею юродивых и нищих. Такую кашу называли «обетной». Готовилась она обычно вскладчину всем селом. Каждый сельчанин, собираясь «на застолье», нес крупу и другие продукты, необходимые для праздничного стола.

В обрядовой практике сельской общины каша занимала одно из важных мест, она наделялась статусом главного атрибута, определяла содержание обряда или праздника.

С учетом того, что когда-то каша готовилась из цельного зерна злаковых культур (пшеницы, ячменя, проса и гречихи, но практически никогда не использовалось зерно ржи), довольно редко – из муки, можно высказать мнение, что в этом случае работал «растительный код» традиционной культуры белорусов. Природно-растительная метаморфоза зерно – мука – каша (хлеб), также как и яйцо – курица – яйцо, объединяла между собой два полюса генеалогического дерева: корни и крону.

Вместе с тем, выпекание каравая (для приготовления которого выбиралась мука только высшего сорта) было символом перерождения, перевоплощения, перехода в новый социальный статус. Каравай – символ сохранения традиции, сориентированной на будущие связи между тремя поколениями рода, перетирание <ТУТin.html">зерна между камнями жерновов – это ни что иное, как инициация (перерождение), прохождение испытаний жизни.

Таким образом, приготовление и применение ритуальной каши символизировало восстановление обратной духовной связи – от живых к своим предкам, а в некоторых случаях и к праотцам. Сохранение зерна нерушимым, целым – не что иное, как преемственность традиции, единение поколений, присоединенность к животворному источнику родовой памяти.

Оксана КАТОВИЧ.

Добавить комментарий