Виктор Цой

Он стал героем собственных стихов, которому суждено умереть молодым. Он был символом поколения при жизни и живой легендой после смерти. Он пел о снах, в которых миром правит мечта, и хотел дотянуться до звезд. Он создал свое «КИНО» и сыграл в нем последнего героя…

Эпиграф

15 августа 1990 года около 12 часов дня на трассе, связывающей два прибалтийских городка Спока и Талсы, из-за поворота вылетел темно-синий «Москвич 2141». Через 10 минут он на скорости 130 км/час врезался в едущий навстречу «Икарус». Передний бампер автобуса протаранил салон автомобиля почти насквозь. Когда по вызову приехала бригада ГАИ, автоинспекторы увидели согнутый руль <ТУТste.ru/wp-content/uploads/kartinka84.jpg">«Москвича», сбитые сиденья и водителя -черноволосого парня, которого при ударе выбросило на дорогу. Врачи «Скорой помощи» засвидетельствовали: смерть наступила мгновенно. В документах, которые нашли в салоне, значилось: Цой Виктор Робертович, 28 лет.
Через несколько часов о его гибели сообщило радио «Маяк». От отчаяния 45 подростков в разных городах страны покончили с собой. Они потеряли своего кумира, человека, который определил ритм их жизни. В памяти тысяч фанатов он навсегда останется легендой. В памяти десятков друзей — обычным человеком, хорошим и плохим, слабым и сильным. Разным. Живым…

Сцена первая. Застенчивый азиат

Витя Цой родился 21 июня 1962 года в простой ленинградской семье учителя физкультуры Валентины Васильевны и инженера Роберта Максимовича Цой. В детском саду Витя был самым тихим и молчаливым. Маленький мальчик с азиатской внешностью стеснялся своей непохожести на остальных. Мальчишки дразнили Витю япошкой, он обижался, замыкался в себе и рисовал что-то в своем альбомчике. Потом мама устроила его в школу, где сама работала. Если не нужнобыло идти на занятия, он мог по нескольку дней не выходить из дома, читать книги и рисовать… Когда ему исполнилось 12, мама привела его в художественную школу в надежде, что когда-нибудь Витя станет знаменитым художником.
В художественной школе он выбрал себе место в последнем ряду, подальше от любопытных взглядов. Но скоро у Вити появились
друзья, благодаря которым он услышал песню группы «Битлз». Для него это стало открытием целого мира, такого сумасшедшего и несоветского, мира рок-н-ролла. Потрясенный новой музыкой Витя учится играть на гитаре. Первым учителем был его одногруппник по художественной школе Макс Пашков. Максим создал музыкальную группу «Палата №6», куда Витю взял бас-гитаристом. Им было по 15 лет, когда состоялись их первые гастроли. С трудом окончив 8 классов средней школы, Цой поступил в художественное училище им. В. Серова. Поступил с первой попытка, но сделал это больше для родителей, чем для себя. Мама Виктора вспоминала: «Я хотела, чтобы он продолжал рисовать… А он в музыку ударился».

Сцена вторая. Раскрепощение

Каким образом Пашков и Цой попали в легендарную компанию главного панка Ленинграда Андрея Панова, сейчас уже никто не помнит. Но именно здесь Виктор избавился от комплексов. И именно здесь он сочинил первые аккорды своих песен, которые через несколько лет сведут с ума миллионы людей. Рок-н-ролл как образ жизни показался Вите куда интереснее, чем скучные занятия в училище. Так Виктор забросил занятия, и через полтора года era отчислили за неуспеваемость. Он поступил в вечернюю школу, параллельно месяц работал на заводе штамповщиком, потом учился в СГГУ №61 по специальности «резчик по дереву». Из-за прогулов диплом так и не получил. Учиться было некогда, с другом Лешей Рьбиным они создали группу «Гарин и гиперболоиды». Цой писал песни одну за другой. Ему не надобылопридумьватьсюжеты.он просто описьшал свою жизнь и свои проблемы, похожие на проблемы его будущих поклонников: «Говорят, надо кем-то мне становиться, а я хотел бы остаться собой…» К тому времени он уже звезда районного масштаба. Рыбин и Цой играют на танцах, по окрестным школам и ПТУ. В Витиной жизни появляются первые поклонницы и первый роман с ученицей восьмого класса из соседней школы. Несмотря на то, что в компании Цоя женщин называли жабами, романтичный Витя написал песню для своей первой любви: «Мамина помада, сапоги старшей сестры. Мне легко стобой, а ты гордишься мной…»
Вскоре друзья познакомили Виктора с мэтром тогдашнего ленинградского музыкального андерграунда — Борисом Гребенщиковым. «Витя Цой взял гитару, — вспоминал музыкант группы «Аквариум» Михаил Фаинштейн, — и начал петь свои песни: «Восьмиклассница», «Когда твоя девушка больна», и влюбил в себя своей откровенностью .беззащитностью, деликатностью…»

Сцена третья. Рождение «КИНО»

В1982 году группа «Гарин и гиперболоиды» превращается в «КИНО». С подачи Гребенщикова «КИНО» записали свой первый альбом «45». Популярность «КИНО» росла. Их записи расходились по ленинградским и московским меломанам. Вместе с первым успехом произошли перемены и в личной жизни — у Вити появилась новая девушка.
С Марьяной они познакомились на одной из вечеринок. Привыкшая к мужскому вниманию, она приняла молчаливость Цоя как вызов. Ответила тем же — написала свой телефон губной помадой у него на руке. Старше Вити на три года, к тому времени Марьяна уже побывала замужем, работала заведующей костюмерным цехом в цирке. Деловая, решительная и рациональная, она организовывала жизнь и самого Цоя, и его группы. Стала их администратором, гримером и костюмером — таскала из цирка первые сценические костюмы для группы: жабо, кружевные рубашки, бижутерию.
Тем временем группа «КИНО» выступала на подпольных концертах. Иногда это были квартирни-ки, то есть дома у друзей, где с приглашенных собирали по рублю. Иногда удавалось отыграть в каком-нибудь Доме культуры. При этом Цою катастрофически не хватало денег. Ему приходилось рисовать плакаты с изображением западных рок-идолов, чтобы продавать их по 5 рублей у метро.
4 декабря 1984 года кумир рок-тусовки стал семейным человеком. Спустя два года после знакомства Виктор и Марьяна решили оформить свои отношения. Па свадьбе не было ни тамады, ни шикарного стола. В маленькую однокомнатную квартирку набилось около 50 человек-весь цвет ленинградского музыкального андерграунда. А 5 августа 1985 года у Вити и Марьяны родился сын Саша. Цой был очень горд своей новой ролью молодого отца. Днем он стирал пеленки, а по ночам писал трогательные песни для сына: «Саша очень любит книги про героев и про месть, Саша хочет быть героем, но он такой и есть…» ,

Сцена четвертая. Цой требует перемен

Наступил 1986 год. Виктор придумал себе образ загадочного человека в черной одежде. Мой, Каспарян, Гурьянов и Тихомиров-в этом составе группа «КИНО» стала знаменитой. По советским законам они должны были где-то работать, чтобы избежать статьи «за тунеядство» . По вечерам Виктор трудился мойщиком в бане, отмывал от грязи парилку. Но скоро устроился на другую работу — в котельную на улице Блохина. Виктор месяц отходил на подготовительные курсы, получил большое красное удостоверение рабочего, которым очень гордился, и стал кочегаром. Вскоре кочегарка превратилась в знаменитую «Камчатку», которой Цой посвятил одноименную песню. Здесь работали многие ленинградские поэты, музыканты, художники. «Камчатка» стала авангардным клубом.
В это время Сергей Соловьев начал снимать фильм «Асса», который превратился в один из символов эпохи перестройки. Голосом фильма стали самые прогрессивные группы того времени, «КИНО» оказались в их числе. Для Цоя все вдруг стало очень серьезно. Он впервые делал что-то для широкой публики. Тысячи людей должны были увидеть и услышать его. Но это будет позже. А тогда в Зеленом театре парка им. Горького группа «КИНО» должна была выйти и спеть песню «Перемен». Это была финальная сцена фильма, и перед тысячами собравшихся фанатов на сцене стоял уже не тот Витя Цой, который когда-то страдал от комплексов, сомнений и робости. Это был шаман, который управлял энергией масс. «И он со сцены, совершенно не напрягая голоса, сказал ревущей от восторга публике: «Послушайте меня минутку», — вспоминал Сергей Соловьев. — И наступила такая тишина, которой нет ни в одной консерватории…»
В это  время в личной жизни Цоя наступили перемены. На съемках фильма он познакомился с Наташей Разлоговой, девушкой, с которой прожил до самой своей смерти. Наташа была полной противоположностью Марьяны: скромная маленькая брюнетка с тихим голосом. К рок-музыке она не имела никакого отношения и не вмешивалась в дела группы. Уходя от Марьяны, Виктор думал о сыне. Он всю свою жизнь помнил, как ему самомубыло тяжело, когда разводились его родители. Не находя слов, как рассказать маленькому Саше о своих переживаниях, Виктор написал для сына песню: «…малыш, ты меня волнуешь. Но не могу, не могу, извини, не могу…» «В этой песне такая отцовская любовь видна, — рассказывала мама Цоя. — Он так извинялся перед Сашей за то, что не может остаться».

Сцена пятая. Жизнь, как кино

После успеха «Ассы» кино становится его новым увлечением. Сергей Соловьев познакомил Цоя с режиссером Рашидом Нугмановым. Б августе 1987 года Нугманов позвонил Виктору и предложил сыграть главную роль в своем новом фильме. Цой без раздумий согласился. После выхода на экраны фильма «Игла» молодежь воспринимала Цоя как супермена, молчаливого героя в черной одежде, побеждающего зло. В 1989 году «КИНО» объездили с гастролями всю страну, собирали целые залы и стадионы. Из полуголодного музыкального авангарда они превратились в коммерческий продукт продюсера — Юрия Айзеншписа. 24 июня 1990 года на главном стадионе страны в «Лужниках» состоялся последний концерт группы «КИНО». Им как будто уже и не надо было петь, истерия начиналась, когда музыканты просто выходили на сцену. В тот день друг Виктора Макс Пашков видел его в последний раз. Он вспоминал потом: «Витя подошел ко мне тогда и сказал: «Ты знаешь, а я всем доволен…»

Сцена последняя. Умирать молодым

Устав от гастролей и концертов, Цой старался найти время для отдька. Уже три года подряд они с Наташей выезжали в Прибалтику. В конце июля 90-го года он взял своего сына Сашу и вместе с Натальей на машине уехал в свое любимое место на рижском взморье. Утром 15 августа 1990 года Виктор отправился на рыбалку один на собственном «Москвиче». Саша с отцом ехать отказался. Когда Виктор вовремя не вернулся, Наташа поехала его искать. В дороге узнала, что в 12 часов дня Виктор погиб в автокатастрофе. По официальной версии, уснул за рулем, вероятно, от переутомления.
Обычный мальчишка, он стал человеком, который со многими другими озвучивал эпоху. Он был героем для своих поклонников, оставаясь в жизни обычным человеком со своими слабостями и проблемами. Он написал песни о своем времени, которые спустя вот уже 20 лет поют молодые люди, живущие в другой эпохе. И они до сих пор пишут на стене «Цой жив»…

Добавить комментарий