Вольфганг Амадей Моцарт и Констанция Вебер

Констанция Вебер появилась в жизни Вольфганга Амадея Моцарта в один из самых трудных моментов его жизни и осталась с ним до конца — его тихая Муза, возлюбленная, хранительница семейного очага и верный друг…

НЕСПРАВЕДЛИВЫЙ СУД
То, что записано в истории музыки о Констанции Моцарт — не все справедливо. За два столетия, прошедших со дня смерти ее великого мужа, каких только обвинений не прозвучало в ее адрес or искусствоведов, литераторов, музыкантов! «Кокетка» и «пустышка», «балаболка» и «глупая курица», которой (естественно!) не место <ТУТste.ru/wp-content/uploads/kartinka151.jpg">рядом с гением. Один из «исследователей» творчества Моцарта даже назвал ее «необразованной и немузыкальной»! Это сказано про ту женщину, которой Моцарт доверял исполнение на концертах арий из своих опер, церковных месс! Про ту женщину, с которой Моцарт обсуждал свои идеи, планы и к советам которой прислушивался!
Конечно, у Констанции Вебер были недостатки. Невеликий Моцарт нашел в ней то, чем очень и очень дорожил и что согревало его девять лучших лет жизни, —любовь!

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВУНДЕРКИНД
Один из крупнейших пианистов XIX века А. Г. Рубинштейн назвал Моцарта «вечным солнечным светом в музыке». И действительно, музыка этого величайшего композитора — будто игра солнечных лучей, даже драматические и трагические темы его произведений словно пронизывает волшебный свет, и музыка звучит легко, свободно, смело и жизнеутверждающе празднично!<ТУТste.ru/wp-content/uploads/kartinka152.jpg">
Тем важнее отметить, что жизнь самш го Моцарта отнюдь не была безоблачной — вся она оказалась невероятным смешением праздника и печали, восторженных оваций публики и холодной неприязни сильных мира сего, упорного труда, удач, роскоши и про-зябанля в жесточайшей нищете…
Вольфганг Амадей Моцарт родился в 1756 году, его отец Леопольд Моцарт был одним из ведущих европейских музыкальных педагогов, и уже в три года Вольфганг вполне прилично музицировал,ав 1762 году отец Моцарта предпринял с сыном и старшей дочерью Анной, также замечательной исполнительницей на клавесине,артистическое путешествие. За четыре года юные дарования с отцом объехали почти всю Европу, и всюду их сопровождал успех. Конечно же, особенное удивление и восторг возбуждал маленький Вольфганг.
За годы этого турне Моцартам удалось покорить и широкую публику, и притязательных музыкантов, и элитарные круги. Они удостоились приема при дворе Людовика XV и выступления в роскошном Версале, буквально через несколько дней после приезда в Лондон были приняты королем Георгом III, а путешествуя с выступлениями по Италии в 1770 году, были приглашены на аудиенцию в Ватикан, где папа римский Климент XIV пожаловал Вольфгангу орден Золотой шпоры!
Когда Моцарту минуло 17 лет, он был автором уже 4 опер, нескольких духовных стихотворений, 13 симфоний, 24 сонат и множества мелких композиций.

ЗАГОВОР ПРОТИВ ГЕНИЯ
Несмотря на музыкальные успехи, материальное положение Моцарта, перешагнувшего двадцатилетний рубеж, было не блестящим.
В те времена для людей творческих профессий — музыкантов, художников — своеобразной нормой считалось находиться под чьим-то покровительством, имея, соответственно, место службы и постоянные заказы.
Искусствоведы теряются в догадках, почему так резко изменилось отношение к Моцарту со стороны власть имущих. Но это факт: словно какой-то заговор был составлен против него, и с конца 1770-х годов его окружала глухая непробиваемая стена. Ни в одном из тогдашних музыкальных центров Европы гениальный музыкант — не только композитор, но и прекрасный исполнитель и дирижер — не смог получить места. Лишь в 1779 году Моцарт занял скромную должность придворного органиста в одном из соборов своего родного Зальцбурга. Но через некоторое время Моцарт оставляет ее и, как бы мы сказали сегодня, переходит на профессиональное положение, став первым в истории независимым музыкантом!
Моцарт дает уроки, сочиняет контрдансы, вальсы и даже… пьесы для стенных часов с музыкой, играет на вечерах аристократии. И пишет новые произведения! Творит он легко и вдохновенно, и с каждой новой оперой творческая сила и новизна приемов Моцарта проявляются все ярче и ярче.
В 1778 году Моцарт знакомится с семейством музыканта Фридолина Вебера…

«КОНСТАНЦИЯ, КОНСТАНЦИЯ, КОНСТАНЦИЯ…»
В семье Веберов пели все дочери (их было четверо), унаследовавшие музыкальные способности от отца. Но самый красивый и сильный голос, обещавший прекрасную карьеру певицы, был у шестнадцатилетней Алоизии. Моцарт увлекся ею, и для своей прелестной возлюбленной написал несколько блестящих концертных арий, мечтая о том, что Алоизия станет его женой и будет петь в его будущих операх.
Совместные выступления с Моцартом, его пьесы открыли перед молодой певицей двери желанных салонов — Алоизия Вебер вскоре стала модной певицей, а затем была принята в труппу придворного венского театра. Но все благородные и бескорыстные поступки Моцарта не смогли зажечь в ее сердце ответного чувства и… в его душе трепетный огонек любви вскоре тоже угас. Видимо, композитор понял, что женщина, подобная Алоизии, не сможет дать ему подлинного счастья и свою судьбу следует искать в другом месте. Но он ошибся, судьба ждала его именно там, но… влице Золушки —так называли в семье Веберов Констанцию, донашивавшую платья старшей сестры и вечно хлопотавшую по дому.
Избавившись от чар Алоизии, Моцарт наконец разглядел ее сестру, и оказалось, что Констанция девушка не только симпатичная — с хорошей фигурой и живыми карими глазами, шаловливо посматривающими из-под темных кудрей, которая и поет, и играет на фортепьяно, и отлично танцует, — но и обладающая золотым сердцем, да к тому же — великолепная хозяйка.
В 1781 году Моцарт много и плодотворно работает, а все свободное время проводит с Констанцией, черпая в общении с ней небывалое вдохновение.
26 января 1781 года в Мюнхене с огромным успехом прошла премьера оперы «Идоменей, царь Критский» — первая «взрослая» опера композитора, продемонстрировавшая мастерство оркестровки и богатство мелодических линий.
Воодушевленный Моцарт пишет новую оперу — и вновь публика рукоплещет, овации не смолкают подолгу. Опера «Похищение из сераля», поставленная весной 1782 года, принята публикой с небывалым энтузиазмом. В этой, во многом новаторской, опере Моцарт увековечил и свою любовь к невесте, назвав главную героиню ее именем.
К тому времени Констанция Вебер уже была для Моцарта именно невестой — и никак иначе. Ни противодействие матушки Констанции, ни резкие возражения отца Вольфганга не изменили решения влюбленных — 4 августа 1782 года Вольфганг Моцарт и Констанция Вебер обвенчались.

ЛЮБОВЬ И ОПЕРА
Практически во всех зрелых произведениях Моцарта, несмотря на их внешнюю беззаботность, присутствует тема грусти и печали. Но в жизни он искал радости. В шутках, дружеских пирушках, в забавах с детьми и собаками, ребячливых проделках. И больше, чем кто-либо, эту радость ему дарила Констанция. Именно ей посвящал Моцарт нежные, полные любви письма: «Моя любимая женушка, я пользуюсь возможностью, чтобы написать тебе, моя дорогая. Как поживаешь? Так же часто думаешь обо мне, как я о тебе? Каждую минуту я смотрю на твой портрет и плачу от счастья и печали. Береги себя ради меня и будь здорова, любимая! Прощай, целую тебя нежно-нежно миллион раз. Навеки твой, пока смерть не разлучит нас».
Несмотря на потерю четверых детей (выжили только два сына), постоянные житейские передряги, частое отсутствие денег, Моцарт все-таки был счастлив в личной жизни с Констанцией — своей «любимой женушкой» и Музой.
Они хорошо подходили друг другу. Констанция никогда не жаловалась на трудную жизнь и почти постоянное отсутствие денег.
Муза композитора знала наизусть почти все его произведения. Она была первой слушательницей, первая пропевала дома все женские партии под аккомпанемент мужа. Особенно любил он в ее исполнении арию из оперы «Идоменей» и часто просил ее спеть.
Родство душ, полное взаимопонимание с Констанцией вдохновляли композитора. И девять лет, что отвела им судьба для счастья и совместной жизни, оказались самыми плодотворными в его творчестве.
Он работал не только вдохновенно, но и очень быстро — музыка жила в нем, идеи и музыкальные образы рождались один за другим и немедленно переносились на бумагу.
Примером невероятной быстроты сочинения может служить один из самых блистательных шедевров Моцарта — опера «Женитьба Фигаро», поражающая мастерством формы, совершенством музыкальной характеристики, неиссякаемым вдохновением. Она была написана в 1786 году всего за полтора месяца!
Не успели отгреметь премьерные овации «Женитьбе Фигаро», а композитор торопит своего друга Лоренцо да Понте с либретто «Дон-Жуана»! Это великое произведение, не имеющее аналогов в музыкальном искусстве, в’первые увидело свет в 1787 году в Праге и имело еще больший успех, чем «Женитьба Фигаро».
А еще через три года закончена занявшая самое видное место в творчестве Моцарта опера «Волшебная флейта», также имевшая колоссальный успех. И в этом произведении вновь присутствует образ Констанции — она стала прототипом одной из героинь.
Кроме опер, Моцарт успевает создавать множество других, меньших по объему, но не менее значимых произведений — симфонические концерты, мессы, — занимается преподавательской деятельностью, дает концерты в разных городах и странах.

ПРОИГРАВШИЙ ГЕНИЙ?
Констанция принадлежала к типу женщин, которые полностью перенимают стиль и образ жизни супруга. Она стал полной копией своего мужа. И в этом ее до сих пор упрекают искусствоведы всех мастей: «безалаберная», «легкомысленная», «нехозяйственная»… Никто не вспоминает, что когда Констанция вторично вышла замуж за дипломата Ниссена, то она была образцом домовитости и экономности.
В лучшее время годовой доход Моцарта составлял 10 тыс. флоринов. Для сравнения: если музыкант зарабатывал в год 500 флоринов, он уже считался состоятельным человеком. Но супруги одинаково беспечно относятся к ведению финансовых дел, да и живут не по
средствам. Они получают удовольствие от жизни, очень любят принимать гостей, на что щедро тратят огромные суммы — и их деньги всегда тают с фантастической скоростью, несмотря на то, что Моцарт время от времени получает немалые гонорары. Такой образ жизни был необходим для поддержания особой атмосферы праздника, в которой создавалась великая музыка. Но за праздником наступало безденежье. Семья закладывала фамильное серебро в ломбард, а когда не находилось денег для покупки дров, они танцевали, чтобы согреться…
Необычайно плодовитая и неустанная деятельность Моцарта, к сожалению, стала главной причиной расстройства его здоровья. И в ночь с 4 на 5 декабря 1791 года его не стало, Ему было всего 35 лет!
Сражение с судьбой за благополучие семьи гениальный композитор проиграл. Но он выиграл другую битву, для нас, потомков неизмеримо более важную. Своей музыкой Вольфганг Амадей Моцарт покорил мир!

С ВИДОМ НА ПЛОЩАДЬ МОЦАРТА
В одном из писем к сыну Леопольд Моцарт подчеркивал, что Вольфганг должен завоевать мировую славу и известность. Моцарту это удалось…
После смерти мужа Констанция Моцарт вместе с друзьями композитора очень многое сделала для пропаганды музыки своего мужа. Она ездила по Европе, устраивая концерты произведений Моцарта, вместе с сестрой Алои-зией исполняя оперные партщ!.
В 1809 году она вышла замуж за датского дипломата Георга Ниссена. Они посвятили почти двадцать лет обработке монартовского архива и кропотливому собиранию материалов к биографии великого композитора; в 1828 году вышла в свет книга — результат их труда.
К Моцарту (посмертно!) постепенно приходит настоящее признание — мир открывает для себя гениальность его музыки. Почитание Моцарта набирает силу. И пожилая Констанция сполна наслаждается отсветом славы своего великого мужа.
За год до смерти, в 1841 году, в возрасте семидесяти восьми лет Констанция, жившая к тому времени на родине мужа, в Зальцбурге, переехала в дом на площади, которая сегодня носит имя Моцарта. Из окна она видела, как идет подготовка к сооружению памятника теперь уже признанному всем миром гениальному композитору. Ее мужу, ее милому Вольфгангу…

Добавить комментарий