Семейный лагерь с больными детьми

Эта разновидность активного семейного отдыха появилась в нашей стране (о других странах неизвестно) сравнительно недавно. Однако все, кто соприкоснулся с этой формой семейного досуга, убеждены в <ТУТste.ru/wp-content/uploads/kartinka423.jpg">том, что подобные начинания стоит всесторонне развивать.

Как родитель и руководитель общественной организации могу поделиться опытом организации семейных интеграционных лагерей.

Наш негосударственный досуговый центр оказался вовлеченным в эту работу постепенно и как-то очень естественно.

В течение многих лет к нам нередко приходили на занятия дети с различными проблемами: кто-то из них плохо говорил, кому-то было сложно общаться, кому-то — учиться. Ведь обычным детям проще всего посещать обычный государственный детский сад, а «нестандартным» детям трудно там адаптироваться. Здесь же у них была возможность и заниматься в различных студиях, и общаться со сверстниками.

Так что с проблемами таких детей и их семей я, казалось бы, была знакома достаточно хорошо. Но когда в нашей семье родился третий ребенок, мне пришлось уже «вживаться» в эту тему.

До двух лет казалось, что Андрюшка развивается нормально: ходить он начал вовремя, но детские коляски все равно были нашими постоянными помощниками. Андрюша все вроде понимал, только говорил очень мало.

Но в три года уже стало понятно, что у сына задержка психоречевого  развития. Ситуация осложнялась еще частыми болезнями с приступами «ложного крупа»: это часто бывает у нервных детей.

Понятно, что обычный детский сад он посещать не мог. Но нам повезло, и мы стали ходить на занятия в Центр лечебной педагогики, замечательную организацию, в которой помогают детям с очень сложными проблемами: и с ДЦП, и с аутизмом, и с множественными нарушениями. (Андрюша там был один из немногих «легких» детей.)

За время занятий в ЦЛП Андрюша очень изменился, и я сама получила большую поддержку на психологической группе для родителей.

Кроме того, мой жизненный опыт очень обогатился знакомством с родителями «сложных» детей. У них было чему поучиться: мужеству и вере в своих детей и в свои силы, безусловной любви к своим детям, оптимизму и радости жизни.

Еще одно замечательное достижение коллектива ЦЛП — проведение выездных лагерей для семей с больными детьми. Для этого организаторы ЦЛП приобрели бывший пионерский лагерь на Валдае, где летом в течение нескольких смен отдыхают и занимаются семьи с особыми детьми.

Большинство семей живет в палатках, но занятия и приготовление еды происходит в оборудованных корпусах. Готовят еду дежурные родители по очереди. В лагере дети приобретают навыки самостоятельности и в то же время опыт жизни в коллективе.

Наша семья тоже ездила в этот лагерь, когда Андрюше было 4,5 года, и у нас остались самые теплые воспоминания об этом отдыхе.

Но примерно через два года занятий мне, как и другим родителям из нашей группы, стало очевидно, что для дальнейшего развития нашим детям кроме специальных и индивидуальных занятий нужна среда, в которой они могли бы общаться с обычными сверстниками, брать с них пример, что называется, «тянуться» за ними.

Кроме того, нам не хватало практического опыта и знаний  о том, как наилучшим образом общаться и взаимодействовать со своими «проблемными» детьми, как играть с ними в подвижные игры, как учить их эффективно двигаться и успешно выходить из сложных ситуаций.

В это время мы с Андрюшей по совету знакомых попали на занятия   Мягкой   школы   (МШ). Мягкая школа — это система безопасных игровых упражнений для детей, разработанная на основе мягких стилей воинских искусств. Руководитель школы — Элла Глушкова трансформировала эту систему, первоначально созданную для взрослых, в систему занятий для детей совместно с родителями.

Кроме обычных еженедельных занятий в течение учебного года,  в МШ также существует традиция   выездных   семейных лагерей.

Как правило, они организуются во время школьных каникул. Осенью, зимой и весной — выезжают в дома отдыха и пансионаты, недалеко от города, заранее заказывая необходимое количество номеров и продумывая культурную программу и программу занятий. Причем имеются в виду не только совместные физические упражнения и игры, но и творчество для детей, и познавательные семинары и лекции для родителей. Летом, как правило, организуется «дальний» выезд к морю.

Наша семья тоже принимала участие в двух из таких лагерей. Там мы научились многим полезным вещам, познакомились и подружились с другими семьями, как с обычными, так и с «проблемными» детьми.

Основной опыт, вынесенный из организованного таким образом общения таков: для того чтобы общение между детьми с разными возможностями было взаимно обогащающим, необходимо чуткое руководство взрослых, а для действительно успешной социальной адаптации особых детей важно, чтобы основная часть коллектива состояла из обычных детей.

И вот вывод: чем больше будет разнообразных (по формам и содержанию) семейных лагерей, тем лучше для всех. Поэтому и мы,  родители  из Семейного клуба «Сретенка», понаблюдав за играми и занятиями наших детей во время клубных встреч, решили проводить свои семейные лагеря.

На заметку:

<ТУТste.ru/2011/03/27/recept-uspexa-ot-shelli-lazarus/" target="_blank">Рецепт успеха от Шелли Лазарус. Что это? Читайте далее…

Добавить комментарий