Моторика детей до 1 года

Развитие сенсорно-перцептивной сферы не только опирается на развитие моторики ребенка, но и способствует последней. Стремление ребенка рассмотреть, прислушиваться развивает как анализаторные мышцы, так и движения всего тела, до 3-х месяцев они становятся лучше управляемыми, плавными, свободными. Интенсивно развивается осязательный анализатор, способствуя появлению действия хватания. Сначала рука ребенка случайно наталкивается на предметы, расположенные рядом (кубик, погремушка, платок), захватывает их, вызывая радость малыша. С 5 месяцев хватание становится более точным, направленным на определенный предмет. Ребенок может свободно получить, схватить и удержать подвешенную игрушку, или взять ее из рук взрослого. Довольно часто наблюдаются ложные движения, в 8 месяцев их становится меньше, в 12 месяцев ребенок сразу захватывает нужный предмет, находящийся на определенном расстоянии от него: можно <ТУТde.ru/shop/polotenca/">купить махровые полотенца и проверять хватательные рефлексы ребенка. В дальнейшем хватание значительно совершенствуется. До 8 месяцев ребенок удерживает предмет, прижимая его пальцами ладони. Пальцы еще не получили достаточной гибкости, в движениях ребенка выступают как единое целое. К концу 1-го года возникает и совершенствуется способность захватывать и удерживать предметы пальцами. Роль пальцев при этом дифференцируется. Особенно важно противопоставление большого пальца остальным. До 10-11 мес. ребенок заранее складывает пальцы по форме и величины предмета, который хочет взять: для мячика растопыривает и округляет пальцы, для карандаша — складывает их. Чтобы приспособить свою руку к предмету, ребенок должен учитывать его форму, которую воспринимает на зрение. Зрение при этом направляет движения ребенка, возникают зрительно-двигательные координации. Развития последних, способствуют манипуляциям ребенка с предметами. Совершенствование хватание предметов с 6-ти месяцев приводит к манипуляций ребенка с ними. Удерживая предмет, ребенок поворачивает его различными сторонами, бьет об пол, сжимает, бросает, трясет, перекладывает. Его зрительные анализаторы направлены на разглядывание, прислушивание, вкушение. При этом ребенок ориентируется в пространстве: например катит мячик в ту сторону, где нет препятствий. В процессе манипуляций ребенок узнает о различных свойствах предметов — форме, величине, весе, упругости, температуре, устойчивости и др.. Обследование объектов свидетельствует о зарождении интереса к их свойствам и о том, что теперь предметы начинают выступать как нечто постоянно существующее в окружающем мире, с неизменными свойствами. В 9-10 месяцев ребенок ищет пропавшие из поля восприятия предметы, следовательно, понимает, что предмет находится в другом месте.